Положение


Проект

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Центральной комиссии
по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от (_____)

 

ПОЛОЖЕНИЕ
об информационном обеспечении выборов
депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Глава I. Общие положения

Глава II. Информирование избирателей

§1. Общие требования к информированию избирателей

§2. Порядок аккредитации представителей средств массовой информации для всестороннего и объективного информирования

§3. Организация аккредитации представителей средств массовой информации и создание условий для информирования средствам массовой информации

§4. Порядок работы корреспондентов иностранных средств массовой информации в период проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

§5. Права и обязанности аккредитованных представителей средства массовой информации

§6. Лишение аккредитации представителей средств массовой информации

 

Глава III. Предвыборная агитация

§1. Общие требования к предвыборной агитации

§2. Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации

§3. Порядок участия средств массовой информации в предвыборной агитации

§4. Организация участия средств массовой информации в предвыборной агитации

§5. Ограничения предвыборной агитации в средствах массовой информации

§6. Обеспечение равных условий доступа политических партий к средствам массовой информации

§7. Предвыборная агитация посредством проведения массовых мероприятий

§8. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

§9. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

 

Глава I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон о выборах), Законом Кыргызской Республики «О защите профессиональной деятельности журналиста», Законом Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2.  Целью настоящего Положения является:

–  установление единообразного применения участниками избирательного процесса норм избирательного законодательства в части информационного обеспечения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в 2015 году;

–  установление порядка аккредитации представителей средств массовой информации в целях всестороннего и объективного информирования СМИ о ходе подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

–  определение порядка участия средств массовой информации в предвыборной агитации в целях обеспечения политическим партиям равных возможностей при проведении предвыборной агитации на период выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.

 

Глава II. Информирование избирателей

§1. Общие требования к информированию избирателей

4. Информирование избирателей – деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, способствующей побудить избирателей к принятию участия на выборах, осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов.

5. Субъектами информирования избирателей являются государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица.

6. Информирование избирателей допустимо лишь в пределах, указанных в п.4. настоящего Положения и не должно содержать элементы или признаки предвыборной агитации, перечисленные в 38 настоящего Положения.

7. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства,  допускать дискриминацию (умаление прав) политических партий.

8. Информирование избирателей политическими партиями, зарегистрированными в качестве участника в выборах, или ее представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) политических партий, позволяющих их идентифицировать  (определить их принадлежность), является агитацией и не допустима в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов и за 24 часа  до начала  голосования.

9. Опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. При опубликовании (освещении) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, субъекты информирования избирателей, указанные в п.5. настоящего Положения обязаны указывать:

– организацию или физическое лицо, проводившее опрос;

– время проведения опроса;

– количество опрошенных (выборку);

– метод сбора информации;

– регион проведения опроса;

– точную формулировку вопроса;

– статистическую оценку возможной погрешности;

– лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;

– лицо (лиц), оплатившее (оплативших) опубликование опроса.

10. В последние 5 дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (освещение) в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в том числе их размещение в информационно – телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»), не допускается.

11. Несоблюдение требований пп. 6.-10. настоящего Положения влечет за собой признание информационных материалов агитационными и ответственность, предусмотренную действующим законодательством Кыргызской Республики.

12. Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы политических партий, наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики)  политических партий не являются предвыборной агитацией.

13. Запрещается организация и проведение массово-зрелищных мероприятий политическими партиями, или их представителями, а также работниками исполнительных органов данной партии, в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов и за 24 часа до начала голосования.

 

§2. Порядок аккредитации представителей средств массовой информации для всестороннего и объективного информирования

14. Аккредитация представителей средств массовой информации в Центральной избирательной комиссии осуществляется в целях всестороннего и объективного информирования средствами массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

15. Отсутствие аккредитации не влечет ограничения прав журналистов, установленных законодательством Кыргызской Республики.

16. Средства массовой информации, желающие получить аккредитацию своих представителей в Центральной избирательной комиссии вправе подать заявку не позднее пятнадцати календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

17. Количество представителей средства массовой информации для аккредитации не ограничено.

18. Количество представителей одного средства массовой информации на одном мероприятии, проводимом в любой избирательной комиссии, определяется с учетом реальных возможностей их размещения в помещениях, в которых проводятся заседания и иные мероприятия избирательных комиссий, и не может превышать трех человек от одного средства массовой информации.

19. Заявка редакции средства массовой информации на аккредитацию своего представителя(-ей) подается на имя председателя Центральной избирательной комиссии на официальном бланке редакции за подписью главного редактора, заверенной печатью.

В заявке необходимо указать:

– полное наименование средства массовой информации, адрес редакции, номера телефонов и факсов, электронный адрес;

– анкетные данные представленного(-ых) на аккредитацию представителя(-ей) средства массовой информации: полностью фамилию, имя, отчество, должность, служебный и мобильный телефоны.

К заявке прилагаются:

– копия свидетельства о регистрации средства массовой информации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики;

– копия устава средства массовой информации.

20. Средство массовой информации также направляет список представителей СМИ и иную информацию, содержащуюся в заявке в электронном варианте на электронную почту: bekturova@shailoo.gov.kg, press_slujba@shailoo.gov.kgc пометкой: «аккредитация представителей (название средства массовой информации) для участия в информировании» в срок, указанный в пункте 16 настоящего Положения. Копии подписанной заявки, свидетельства о регистрации СМИ  и Устава СМИ в формате pdf или jpeg прилагаются к электронному письму.

21. Заявка на аккредитацию, не отвечающая предъявляемым к ней требованиям или представленная без необходимых документов, к рассмотрению не принимается.

 

§3. Организация аккредитации представителей средств массовой информации и создание условий для информирования средствам массовой информации

22. Центральная избирательная комиссия в рамках организации аккредитации представителей средств массовой информации:

– своевременно оповещает и информирует средства массовой информации о сроках и правилах аккредитации представителей средств массовой информации;

– оказывает средствам массовой информации и его представителям информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилам проведения аккредитации представителей средств массовой информации;

– осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от средств массовой информации.

23. Решение об аккредитации средств массовой информации принимается Центральной избирательной комиссией не позднее пяти календарных дней после получения последней заявки на аккредитацию.

24. После принятия решения об аккредитации представителей средств массовой информации Центральная избирательная комиссия формирует список аккредитованных представителей средств массовой информации и размещает его на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.

25. Центральная избирательная комиссия и ее территориальные подразделения в рамках создания условий для всестороннего и объективного информирования аккредитованными представителями средства массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов:

– обеспечивают допуск представителей средств массовой информации на заседания избирательных комиссий;

– по запросу предоставляют тексты протоколов избирательных комиссий для ознакомления;

– по запросу предоставляют копии протоколов избирательных комиссий и приложенных к ним документов;

– по запросу заверяют копии протоколов об итогах голосования или о результатах выборов;

– предоставляют специальные места аккредитованным представителям средств массовой информации для передачи оперативных сообщений в свои редакции с использованием технических средств связи;

– по запросу предоставляют информацию, касающуюся решений, принятых избирательными комиссиями;

– создают условия и определяют порядок  осуществления фото-, видеосъемки в период подготовки к выборам и в день выборов;

– организуют специальные брифинги, встречи, пресс-конференции и иные мероприятия для распространения информации;

– по запросу знакомят с опубликованными информационно-справочными материалами;

– оказывают содействие в организации встреч, интервью с Председателем, его заместителями, членами Центральной избирательной комиссии и сотрудниками Аппарата Центральной избирательной комиссии и иных избирательных комиссий.

 

§4. Порядок работы корреспондентов иностранных средств массовой информации в период проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

26. Корреспонденты иностранных средств массовой информации для освещения хода подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики аккредитуются Центральной избирательной комиссией согласно заявке и при предъявлении свидетельства об аккредитации, выданного Министерством иностранных дел Кыргызской Республики в соответствии с Положением об аккредитации корреспондентов СМИ иностранных государств на территории Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 апреля 2000 года N 215.

27. Корреспонденты иностранных средств массовой информации, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, действуют в соответствии с требованиями конституционного Закона о выборах и законодательства Кыргызской Республики.

 

§5. Права  и обязанности аккредитованных представителей средств массовой информации

28. Аккредитованные представители средств массовой информации пользуются всеми правами журналиста в соответствии с законами КР «О средствах массовой информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О гарантиях и свободе доступа к информации», конституционным Законом о выборах и иными законами Кыргызской Республики.

29. Аккредитованные представители обязаны:

а) соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики;

б) объективно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о работе избирательных комиссий;

в) не допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, избирательных комиссий;

г) не допускать злоупотребления свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики;

д) не вмешиваться в ход мероприятия, на котором они присутствуют (если оно не организовано специально для прессы);

е) не нарушать общественный порядок и нормы поведения в помещениях избирательных комиссий;

ж) иметь при себе редакционные удостоверения (документы, подтверждающие принадлежность к средству массовой информации) и паспорта и предъявлять при входе в здания избирательных комиссий, а также по требованию при осуществлении профессиональной деятельности.  Редакционное удостоверение представителя средства массовой информации, включенного в перечень аккредитованных представителей средств массовой информации, обеспечивает беспрепятственное прохождение на все открытые заседания и мероприятия избирательных комиссий.

 

§6. Лишение аккредитации представителей средств массовой информации

  1. Представители средства массовой информации могут быть лишены аккредитации:

– при увольнении представителя средства массовой информации из редакции (в этом случае редакция вправе аккредитовать другого представителя);

– при прекращении или приостановлении деятельности средства массовой информации;

– в случае нарушения подпунктов г), д) и е) пункта 29 настоящего Положения.

31. Центральная избирательная комиссия вправе лишить аккредитации всех представителей от одного средства массовой информации в случае распространения не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство должностных лиц избирательной комиссии либо деловую репутацию избирательной комиссии как государственного органа, подтвержденного вступившим в законную силу решением суда.

32. Решение о лишении аккредитации принимает председатель Центральной избирательной комиссии. Решение должно быть мотивированным, письменно оформленным, содержать ссылки на действующее законодательство Кыргызской Республики.

 

Глава III. Предвыборная агитации

§1. Общие требования к предвыборной агитации

33. Предвыборная агитация – деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) либо против них.

34. Субъектами предвыборной агитации являются граждане Кыргызской Республики и политические партии, зарегистрированные в качестве участника в выборах (далее – политическая партия).

35. Агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании.

36. Агитация при проведении выборов может осуществляться:

– через средства массовой информации;

– путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);

– путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

– в иных не запрещенных законом формах.

37. Наружными агитационными материалами признаются различного типа носители агитационного материала, размещаемые вне внутренних помещений зданий и сооружений, дворов предприятий, организаций и учреждений (далее – предприятия), являющиеся дополнительным источником информации для населения. К средствам наружной агитации относятся различного типа носители агитационного материала, отличающиеся по форме, объему и месту расположения (крышные установки, щитовые конструкции, щитовые установки, брандмауэрные панно,  кронштейны, транспаранты-перетяжки,  проекционные установки,  вывески,  флагштоки,  нетрадиционные средства агитации, агитация на транспортных средствах,  временные выносные конструкции).

38. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в агитационный период:

– призывы голосовать за тех или иных кандидатов, список кандидатов либо против них;

– выражение предпочтения в отношении отдельных кандидатов, политических партий;

– описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата, списка кандидатов;

– распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

39. Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования. Предвыборная агитация в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов, а также за 24 часа до начала голосования и в день голосования запрещается и влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

40. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды и другие материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании), ранее размещенные в период предвыборной агитации вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

41. Все агитационные материалы политических партий  должны содержать:

– наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовившей агитационные материалы;

– фамилию, имя, отчество лица (наименование организации), заказавшего изготовление данных агитационных материалов, номер заказа,  информацию об их тираже и о дате их выпуска;

– фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ.

Распространение политическими партиями агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

42. Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики.

43. Гражданам Кыргызской Республики, кандидатам, политическим партиям государством обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с конституционным Законом о выборах, законами Кыргызской Республики и настоящим Положением. Граждане Кыргызской Республики, политические партии, не участвующие на выборах, вправе вести предвыборную агитацию, требующую финансирования, только по согласованию с зарегистрированными в качестве участников в выборах политическими партиями и через их избирательные фонды, а также не вправе создавать собственный избирательный фонд, самостоятельно оплачивать эфирное время, печатную площадь для размещения агитационных материалов в средствах массовой информации.

44. Граждане Кыргызской Республики, кандидаты, политические партии вправе проводить агитацию за участие в выборах, за или против любого кандидата, списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов или политических партий.

45. При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные представители и доверенные лица политической партии (далее – представители политической партии).

46. Избирательные комиссии должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями.Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.

47. Избирательные комиссии организуют встречи всех политических партий с избирателями в соответствии с утвержденным ими графиком.

48. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию списка кандидатов политической партии, только через избирательный фонд политических партий.

49. Предвыборная агитация финансируется исключительно из средств избирательного фонда в соответствии со статьей 41 конституционного Закона о выборах.

50. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам работ, услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами юридическими лицами, их филиалами, представительствами, а также физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных конституционным Законом о выборах.

51. Не  вправе участвовать в агитации при проведении выборов, в том числе выпускать и распространять любые агитационные материалы:

– работники государственных органов и органов местного самоуправления;

– члены избирательных комиссий, наблюдатели, международные наблюдатели;

– судьи, представители религиозных организаций, члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;

– лица, не достигшие 18 лет, иностранные граждане и организации, лица без гражданства.

 

§2. Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации

52. К средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами.

53. Политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

54. Политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации, а также беспрепятственно выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов, предназначенных для распространения в СМИ, или их копии до начала их распространения должны представляться в Центральную избирательную комиссию.

 

§3. Порядок участия средств массовой информации в предвыборной агитации

55. Средства массовой информации, желающие участвовать в предвыборной агитации должны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади не ранее чем за шесть месяцев до официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее 10 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

56. Средства массовой информации, изъявившие желание принимать участие в предвыборной агитации в период проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в течение 10 дней после официального опубликования Указа Президента Кыргызской Республики о назначении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики должны представить в Центральную избирательную комиссию следующие документы:

– письмо редакции средства массовой информации, информирующее Центральную избирательную комиссию о готовности участвовать в предвыборной агитации. Письмо подается на имя председателя Центральной избирательной комиссии на официальном бланке редакции за подписью главного редактора, заверенной печатью.  В письме необходимо указать полное наименование средства массовой информации, адрес редакции, номера телефонов и факсов, электронный адрес;

– копию свидетельства о регистрации средства массовой информации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики;

– копию номера газеты, в которой опубликованы сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади.

57. Средства массовой информации также направляет письмо в электронном варианте на электронную почту bekturova@shailoo.gov.kg, press_slujba@shailoo.gov.kgc пометкой: «участие (название средства массовой информации) в предвыборной агитации» в срок, указанный в пункте 56. настоящего Положения. Копии свидетельства о регистрации средства массовой информации, номера газеты, в которой опубликованы сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади в формате pdf или jpeg прилагаются к электронному письму.

58. Средства массовой информации, опубликовавшие указанные сведения по истечении срока, указанного в пункте 55 настоящего Положения не допускаются Центральной избирательной комиссией к участию в предвыборной агитации.

59. Средства массовой информации, предоставившие в Центральную избирательную комиссию опубликованные сведения по истечении срока, указанного в пункте 56 настоящего Положения не допускаются Центральной избирательной комиссией к участию в предвыборной агитации.

60. Не предоставление в указанные сроки в Центральную избирательную комиссию документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, равно как и не опубликование в  сроки, указанные в пункте 55 настоящего Положения, сведений о размере и условиях оплаты эфирного времени и печатной площади считаются отказом средства массовой информации от участия в предвыборной агитации.

 

§4. Организация участия средств массовой информации в предвыборной агитации

61. Центральная избирательная комиссия:

– своевременно оповещает и информирует средства массовой информации о сроках и правилах опубликования и предоставления средствами массовой информации сведений о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади в Центральную избирательную комиссию для участия в предвыборной агитации;

– оказывает средствам массовой информации информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилах участия в предвыборной агитации;

– осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от средств массовой информации;

– размещает на официальном сайте Центральной избирательной комиссии список средств массовой информации, участвующих в предвыборной агитации в период проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

62. Решение о средствах массовой информации, участвующих в предвыборной агитации принимается Центральной избирательной комиссией не позднее десяти календарных дней по завершению срока, указанного в части 20 статьи 22 конституционного Закона о выборах.

 

§5. Ограничения предвыборной агитации в средствах массовой информации

63. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи. Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.

64. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами, либо представителями политических партий. Данное правило не касается агитационных выступлений указанных лиц при использовании политическими партиями бесплатного эфирного времени на каналах государственных и местных телерадиоорганизаций в порядке, предусмотренном пунктами 67-71 настоящего Положения.

65. Телерадиоорганизации не должны распространять материалы с участием кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов в программах, посвященных спортивным соревнованиям, развлекательных и информационных передачах, ток-шоу, за исключением предвыборных дискуссий, “круглых столов” и иных аналогичных агитационных мероприятий. Политическая реклама в информационных и аналитических программах запрещена. Политическая реклама должна быть четко разграничена от информационных и аналитических программ и выходить в эфир отдельным блоком. При этом блок политической рекламы должен сопровождаться соответствующими отличительными знаками (надписи «На правах рекламы» и т.д.), и озвучиваться другим диктором. Политическая реклама (сюжеты и блок синхроны) должны быть вынесены за рамки новостей, через устное озвучивание диктором или специальную заставку, отделяющую новости от рекламного блока.

 

§6. Обеспечение равных условий доступа политических партий к средствам массовой информации

66. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти и местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить политическим партиям равные возможности проведения предвыборной агитации.

67. Политические партии имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиоорганизаций, подпадающих под действие пункта 66. настоящего Положения и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории, на которой проводятся выборы. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию – с 20 до 24 часов.

68 Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах, должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между явившимися на передачу политическими партиями на равных основаниях.

69. Представители политических партий не вправе использовать предоставленное им бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации за другие политические партии.

70. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится политическим партиям исключительно для совместного проведения дискуссий, “круглых столов” и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени политические партии должны быть допущены на равных основаниях.

71. В совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания политические партии могут участвовать только через уполномоченных представителей, доверенных лиц политических партий. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличения объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшейся от участия в совместном агитационном мероприятии политической партии.

72. Если представители политической партии не смогли принять участие в совместном агитационном мероприятии по объективным причинам, то они наряду с другими политическими партиями, не принявшими участие в совместном агитационном мероприятии, вправе попросить использовать свое эфирное время.

73. Телерадиоорганизации, подпадающие под действие пункта 66. настоящего Положения, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации политическими партиями. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующей политической партии за плату по их требованию. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, а также размер оплаты должен быть единым для всех политических партий. При этом каждая политическая партия вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число политических партий.

74. Стоимость предоставляемого политической партии платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

75. Запрещается прерывать выступления представителей политических партий, а также сопровождать их какими-либо комментариями, до, во время и после выступления, за исключением случаев предусмотренных пунктом 107 настоящего Положения.

76. Средства массовой информации, не подпадающие под действие пункта 66. настоящего Положения, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь политическим партиям в соответствии с утвержденными Центральной избирательной комиссией инструкциями о порядке предоставления политическим партиям на каналах телерадиоорганизаций эфирного времени, печатной площади в периодических печатных изданиях.

77. Порядок регулирования предоставления эфирного времени политическим партиям на каналах телерадиоорганизаций, подпадающих под действие пункта 76. настоящего Положения, устанавливается Центральной избирательной комиссией.

78. Телерадиоорганизации независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, обязаны предоставить другим политическим партиям эфирное время на тех же условиях (одинаковые расценка, время выхода в эфир, объем времени и другие условия).

79. Порядок, объем и время радио- и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются Центральной избирательной комиссией по согласованию с руководством телерадиоорганизаций и распределяются с соблюдением принципа равенства между политическими партиями.

80. Оплата политическими партиями эфирного времени и печатной продукции как государственных, так и негосударственных СМИ должна быть единой для всех политических партий и осуществляться на равных условиях исключительно через избирательные фонды политических партий.

81. Периодические печатные издания, подпадающие под действие пункта 66. настоящего Положения, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить на равных условиях бесплатные печатные площади для материалов, предоставляемых политическими партиями, участвующим в выборах, в размере не менее одной страницы формата А4. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в предвыборной кампании в какой бы то ни было форме.

82. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать все выходные данные: название издания, учредителя, фамилию и инициалы редактора, порядковый номер выпуска, дату выхода и время подписания в печать, периодичность, индекс, тираж, цену, адреса редакции, издательства и типографии. Для других видов средств массовой информации эти же данные объявляются в соответствующей форме в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О средствах массовой

83. Стоимость предоставляемой политической партии платной печатной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

84. Интернет-сайты независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям веб-страницы, либо размещающие баннеры или иную информацию о политической партии, обязаны предоставить другим политическим партиям, в случае их обращения, те же услуги и на тех же условиях (одинаковые расценка, место размещения информации (баннера), объем времени и другие условия) с соблюдением принципа равных возможностей и с регистрационной очередностью.

 

§7. Предвыборная агитация посредством проведения массовых мероприятий

85. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

86. Заявления от политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.

87. В случае отказа в предоставлении помещения для встреч с избирателями политической партии органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выдать письменное мотивированное решение об отказе не позднее одних суток со дня получения заявления.

88. В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одной из политической партии, отказ в предоставлении этого же помещения другой политической партии не допускается.

89. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для политических партий при проведении массовых мероприятий.

90. Районные (городские) избирательные комиссии составляют график этих встреч, информируют о графике представителей политических партий и соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, которые обязаны оказывать содействие в организации собраний и встреч с избирателями.

91. Политические партии вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для проведения массовых мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником помещения, должен быть единым для всех политических партий и оплата за них должна осуществляться исключительно из избирательных фондов политических партий.

92. При проведении митингов, демонстраций, шествий политические партии должны соблюдать правила их проведения, установленные законодательством Кыргызской Республики, обязательно уведомлять государственные органы и органы местного самоуправления о месте, времени, предполагаемом количестве участников массового мероприятия, маршруте; не иметь при себе оружия или предметы, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, не использовать агитационное мероприятие с целью призывов к изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, разжиганию национальной и религиозной ненависти, пропаганды войны и насилия.

 

§8. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

93. Выпуск агитационных печатных материалов осуществляется зарегистрированными к участию в выборах политическими партиями, которые самостоятельно определяют их содержание.

94. Политические партии вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном настоящим Положением и законодательством Кыргызской Республики.

95. Запрещается изготовление печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики.

96. Запрещается распространение агитационных материалов в период запрещения проведения предвыборной агитации, предусмотренной пунктом 39. настоящего Положения.

97. Политическая партия вправе до срока предвыборной агитации разместить наружную информацию, содержащую наименование партии и ее эмблему только в здании, где расположен штаб.

98. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии  до начала их распространения должны быть  представлены политической партией в Центральную избирательную комиссию. Все агитационные материалы, должны содержать сведения указанные в пункте 41 настоящего Положения. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

99. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней после назначения выборов предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных материалов при этом политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения таких материалов.

100. При размещении наружных агитационных материалов политическая партия обязана до их распространения подать  письменное заявление с указанием вида наружного агитационного материала и  точного адреса предполагаемого его места размещения в Центральную избирательную комиссию, приложив образцы или эскизы агитационного материала.

101. Запрещается размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования, в соответствии с действующим законодательством.

102. Использование зеленых насаждений, деревьев в целях размещения агитационных материалов не допускается.

103. Центральная избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 41. настоящего Положения, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.

104. Политические партии вправе использовать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, изготовленные до назначения выборов, в соответствии с требованиями конституционного Закона о выборах  в пределах суммы расходов политических партий из избирательного фонда.

105. Информация, содержащая признаки агитации, размещенная на Интернет-сайтах, а также веб-страницах со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов, а также за 24 часа до начала голосования и в день голосования признается агитационной и влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

§9. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

106. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

107. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

108. Кандидатам, их близким родственникам, политическим партиям, уполномоченным представителям и доверенным лицам политических партий с момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать им денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

109. Политические партии вправе в период проведения агитации бесплатно распространять агитационные печатные материалы, значки, футболки, головные уборы, шарфы, содержащие символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов,  изготовленные за счет средств избирательного фонда.

110. Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом, политической партией и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии.

111. Кандидаты, их близкие родственники, супруг(а), представители политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

112. Кандидаты, представители политических партий, средства массовой информации, другие лица, участвуя в предвыборных кампаниях, не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящих ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, политических партий. Средства массовой информации, допустившие такие публикации, по требованию политической партии обязаны опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление, не соответствующие действительности или искажающие ее. Опровержения или разъяснения публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и информация, на которую дается ответ, в периодических изданиях – в следующем выпуске, а опровержения или разъяснения на выступления по телевидению или радио – в следующем выпуске со дня поступления опровержения или разъяснения.

113. Непредставление политической партии возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержения или иные разъяснения в защиту их репутации в средствах массовой информации, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации политической партии, может явиться основанием для судебной ответственности в отношении данных средств массовой информации.

114. В случае нарушения политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации пунктов 107, 108, 111 и 112 настоящего Положения избирательные комиссии, избиратели, кандидат, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном конституционным Законом о выборах и действующим законодательством Кыргызской Республики.

115. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах, а также оказывать содействие избирательным комиссиям по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, по установлению изготовителей указанных материалов и источника их оплаты.

116. В случае нарушений политической партией требований, установленных статьями 22-28 конституционного Закона о выборах и настоящим Положением, избирательная комиссия вправе предупредить политическую партию, а в случаях неоднократного нарушения политической партией вышеуказанных требований избирательная комиссия отменяет решение о регистрации списка кандидатов на основаниях и в порядке, установленных конституционным Законом о выборах и настоящим Положением.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *