ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ


(глава 5 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)

Статья 22. Информирование избирателей и проведение предвыборной агитации

1. Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов.

2. Информирование избирателей осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим конституционным Законом и действующим законодательством. Государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии несут ответственность за своевременность и достоверность информирования граждан.

3. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, политических партий, в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии.

4. Опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей.

5. При опубликовании (освещении) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (освещение), обязаны указывать организацию или физическое лицо, проводившее опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо, заказавшее проведение опроса и оплатившее его опубликование.

6. В последние 5 календарных дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (освещение) в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

7. Несоблюдение требований частей 5 и 6 настоящей статьи при опубликовании (освещении) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

8. Гражданам Кыргызской Республики, кандидатам, политическим партиям при проведении выборов государством обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с настоящим конституционным Законом, законами Кыргызской Республики.

9. Граждане Кыргызской Республики, кандидаты, политические партии вправе проводить агитацию за участие в выборах, за или против любого кандидата, списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов или политических партий.

Агитация может проводиться на собраниях, митингах и через средства массовой информации. Формы и методы проведения агитации должны соответствовать законодательству Кыргызской Республики. Избирательные комиссии должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями.

Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.

10. Предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за тех или иных кандидатов, список кандидатов либо против них;

2) выражение предпочтения в отношении отдельных кандидатов, политических партий;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов, списка кандидатов;

4) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

11. В период избирательной кампании граждане Кыргызской Республики, политические партии вправе вести предвыборную агитацию, требующую финансирования, только по согласованию с кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, и через их избирательные фонды.

12. Кандидатам, политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

13. Агитация при проведении выборов может осуществляться:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных настоящим конституционным Законом формах.

14. Кандидат, политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

15. Работники государственных органов и органов местного самоуправления, члены избирательных комиссий, наблюдатели, международные наблюдатели, судьи, представители религиозных организаций, члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, лица, не достигшие 18 лет, иностранные граждане и организации, лица без гражданства не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

16. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи. Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.

17. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются учредителями данного средства массовой информации, кандидатами либо их представителями в соответствии с настоящим конституционным Законом. Данное правило не касается агитационных выступлений указанных лиц при использовании кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и местных телерадиоорганизаций в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего конституционного Закона.

18. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить кандидатам, политическим партиям равные возможности проведения предвыборной агитации.

19. Средства массовой информации, не подпадающие под действие части 18 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь кандидатам, политическим партиям в соответствии с инструкциями о порядке предоставления кандидатам, политическим партиям на каналах телерадиоорганизаций эфирного времени, печатной площади в периодических печатных изданиях, утвержденными Центральной избирательной комиссией.

Размер оплаты за предоставление эфирного времени, публикацию в периодических печатных изданиях должен быть единым для всех кандидатов, политических партий.

20. При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее 10 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов и представлены в Центральную избирательную комиссию.

Статья 23. Сроки проведения предвыборной агитации

1. Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.

2. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется с момента принятия решения о назначении повторного голосования и прекращается за 24 часа до начала повторного голосования.

3. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды и другие материалы), ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Статья 24. Проведение предвыборной агитации по телевидению и радио

1. Кандидаты, политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиоорганизаций, подпадающих под действие части 18 статьи 22 настоящего конституционного Закона и осуществляющих телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию – с 20 до 24 часов.

2. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша, должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, на равных основаниях.

3. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, исключительно для совместного проведения дискуссий «круглых столов» и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все кандидаты, политические партии должны быть допущены на равных основаниях.

В совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично, политические партии – через своих уполномоченных представителей, доверенных лиц. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличения объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшимся от участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов.

Если кандидаты, представители политической партии не смогли принять участие в совместном агитационном мероприятии по объективным причинам, то они наряду с другими кандидатами, политическими партиями, не принявшими участие в совместном агитационном мероприятии, вправе попросить использовать свое эфирное время.

4. Телерадиоорганизации, подпадающие под действие части 18 статьи 22 настоящего конституционного Закона, применительно к уровню выборов обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами, политическими партиями. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующим кандидату, политической партии за плату по их требованию. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, а также размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, политических партий. При этом каждый кандидат, политическая партия вправе получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число кандидатов, политических партий.

Стоимость предоставляемого кандидатам, политической партии платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

5. Запрещается прерывать выступления кандидатов, представителей политических партий, а также сопровождать их какими-либо комментариями.

6. Регулирование порядка предоставления эфирного времени кандидатам, политическим партиям на каналах телерадиоорганизации, подпадающих под действие части 19 статьи 22 настоящего конституционного Закона, устанавливается законодательством Кыргызской Республики.

7. Телерадиоорганизации независимо от форм собственности, предоставившие кандидатам, политическим партиям эфирное время, обязаны предоставить другим кандидатам, политическим партиям эфирное время на тех же условиях (одинаковые расценка, время выхода в эфир, объем времени и другие условия).

8. Порядок, объем и время радио- и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются избирательными комиссиями по согласованию с руководством телерадиоорганизации и распределяются с соблюдением принципа равенства между кандидатами, политическими партиями.

Статья 25. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации

1. Периодические печатные средства массовой информации, подпадающие под действие части 18 статьи 22 настоящего конституционного Закона и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить на равных условиях бесплатные печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, политическими партиями, в размере не менее одной страницы формата А4. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в предвыборной кампании в какой бы то ни было форме.

2. Печатные издания независимо от форм собственности, предоставившие кандидатам, политическим партиям печатные площади, обязаны предоставить другим кандидатам, политическим партиям печатные площади на тех же условиях (одинаковые расценка, объем и другие условия). При этом стоимость печатной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

Статья 26. Предвыборная агитации посредством проведения массовых мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

2. Заявления от кандидатов, политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.

В случае отказа кандидату, политической партии в предоставлении помещения для встреч с избирателями государственные органы и органы местного самоуправления обязаны выдать письменное мотивированное решение об отказе.

В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, одной из политических партий, отказ в предоставлении этого же помещения другому кандидату, другой политической партии не допускается.

3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для кандидатов, политических партий при проведении массовых мероприятий.

Статья 27. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Кандидаты, политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии должны представляться в Центральную избирательную комиссию.

2. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации), заказавшего изготовление данных агитационных материалов, информацию об их тираже и дате их выпуска, а также фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

3. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней со дня назначения выборов предоставить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных материалов. Кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения таких материалов.

4. Запрещается размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.

Использование зеленых насаждений, деревьев в целях размещения агитационных материалов не допускается.

5. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней после опубликования результатов выборов обеспечить уборку соответствующих территорий от агитационных материалов.

6. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.

7. Кандидаты, политические партии вправе использовать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, изготовленные до назначения выборов, в соответствии с требованиями настоящей статьи в пределах суммы расходов кандидатов, политических партий из избирательного фонда.

Статья 28. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, тендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

3. С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства избирателям; вручать подарки и иные материальные ценности избирателям; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.

Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом, политической партией и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии.

4. Кандидаты, их близкие родственники, супруг (а), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

5. Кандидаты, их представители, представители политических партий, средства массовой информации, другие лица, участвуя в предвыборных кампаниях, не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, политических партий. Средства массовой информации, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление, не соответствующие действительности или искажающие ее. Опровержения или разъяснения публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и информация, на которую дается ответ, в периодических изданиях – в следующем выпуске, а опровержения или разъяснения на выступления по телевидению или радио – в выпуске дня, следующего за днем поступления опровержения или разъяснения.

6. Непредставление кандидату, политической партии возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту их репутации в средствах массовой информации, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, политической партии, может явиться основанием для судебной ответственности данных средств массовой информации.

7. В случае нарушения кандидатом, политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации требований частей 2, 3 и 5 настоящей статьи избирательные комиссии, избиратели, кандидат, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном настоящим конституционным Законом и действующим законодательством.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

8. Правоохранительные органы должны оказывать содействие избирательным комиссиям по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, их изъятию, а также по установлению изготовителей указанных материалов и источника их оплаты.

9. В случае нарушения кандидатом, политической партией требований, установленных статьями 22 – 27 настоящего конституционного Закона, а также настоящей статьей, соответствующая избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения кандидатом, политической партией вышеуказанных требований Центральная избирательная комиссия по ходатайству соответствующей избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.